Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 25.10.2020, 20:47

Добро пожаловать на сайт школы-интерната № 18!

Меню сайта
Архив сайта

Архив сайта
 

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 192
Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей

Страница 2

исключая зрение, создание слухозрительной основы для восприятия устной речи, совершенствование навыка активной речевой деятельности, обогащение представлений глухих о неречевых звуках окружающего мира, включая музыку.

                 Развитие речевого слуха происходит  в условиях длительной слуховой тренировки, включающей три периода:

·       первоначальный (подготовительный – 1-й класс);

·       основной (2-5 классы);

·       период активного пользования индивидуальным слуховым  аппаратом (с 6- го класса до конца обучения в школе).

 

2. Организация работы по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках

 

2.1. Использование звукоусиливающей аппаратуры

    В настоящее время  все классы школ глухих и слабослышащих оснащены ЗУА. Причём ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ.

    При использовании ЗУА в учебном процессе для учителя важным является ряд аспектов:

 ·       использование ЗУА различного назначения;

·       условия смены одного типа аппарата на другой;

·       время использования;

·       соблюдение правил использования ЗУА.

    На  общеобразовательных уроках  предусматривается работа с использованием ЗУА и экрана,  когда учебный материал воспринимается учащимися с опорой на слух, при изоляции зрения. Этот приём, использования экрана, способствует активизации функции слухового анализатора в процессе слухо – зрительного восприятия речи.

           Однако неправомерно использовать экран слишком часто и много на общеобразовательном уроке, т.к. это затрудняет восприятие речи, затормаживает усвоение материала  урока, усложняет процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Поэтому весь урок ведётся  слухозрительно, но на каждом уроке рекомендуется часть материала предлагать для восприятия на слух с ЗУА, используя экран. Речевой материал произносится за экраном голосом нормальной громкости, не утрируя произношение не более двух раз. Верхний край экрана должен находиться на середине переносицы.

 2.2. Использование  речевого материала

       Содержание речевого материала разнообразно:

·       словарь по основному содержанию урока (слова, словосочетания, фразы, различные вопросы, поручения, выводы по уроку и др.);

·       фразы, организующие деятельность учеников;

·       материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком учащимся;

·       проведение дыхательно – голосовой зарядки;

·       сообщение целевых установок;

·       материал, характерный только для данного типа урока или темы урока;

·       наиболее употребительный материал, необходимый для общения.

Требования к отбору речевого материала:

·       знакомый речевой материал с постепенным его усложнением.

·          в соответствии  речевому уровню учащегося;

·       доступный  слуху речевой материал  учащимся (по  физическим характеристикам).

       Учитель заранее продумывает определённые виды работы, отдельные приёмы для восприятия на слух, за экраном речи в виде слов, небольших фраз и т.д. Рекомендуется использовать с этой целью не более 25-30 фраз.

      Формулировки вопросов и заданий, предлагаемые  для восприятия на слух с экраном, должны усложняться за счёт введения новых слов. Например, вместо фразы: Кого нет в классе? Использовать: Кто отсутствует в классе? Можно усложнить конструкцию фразы, например, вместо: Где ты живёшь? Задать вопрос: Назови адрес, где ты живёшь?

       Если речевой материал учениками на слух не воспринят, то он предъявляется слухозрительно, записывается учителем на доске ( табличке), прочитывается учащимися вслух и затем снова опознаётся ими только на слух. Начиная с 3 – го класса ученики учатся воспринимать  на слух речь не только учителя, но и друг друга.

     Строгого правила для использования слухового восприятия на определённом этапе урока не существует. Исключение зрительного восприятия допускается в любой момент урока.

      Речевой материал, предназначенный для восприятия на слух с использованием экрана, может выделить сам учитель, исходя из темы урока, самого учебного предмета.

 2. 3.Приёмы работы по развитию слухового восприятия

     Приём работы с экраном  целесообразно использовать на таких типах уроков, как:

·       комбинированный или смешанный;

·       урок обобщения и систематизации изученного материала;

·       урок контроля и коррекции умений;

·       урок повторения и закрепления.

     Приём работы без  ЗУА,  т.е. без усиленного слухового контроля. Это может выглядеть как:

·       повторение на ухо имени ученика;

·       задания (пиши аккуратно);

·       указания на ошибку (исправь окончание);

·       поручение (помоги  Саше) и т.д.

     Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на ухо замечания, исправления, оказывает помощь.

 2.4. Использование  дидактического материала

        За счёт определённой ситуации, возникающей на уроке, широкого использования дидактического материала:

·        картинок;

·       табличек;

·        разрезного текста;

·       макетов;

·       схем;

·       текстов.

        С использованием дидактического материала на уроке восприятие устной речи значительно облегчается, что позволяет предъявлять учащимся на слух достаточно большой объём речевого материала.

 3. Методические рекомендации по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках

 1. Работа по развитию восприятия на общеобразовательных уроках должна органично вплетаться в ткань урока, не нарушая его естественного хода.

    2. Продумывать инструкции, чтобы большинство учащихся   

     услышало их.

    3. Прогнозировать и заранее готовить необходимый речевой

     материал  для урока на карточках.

    4. Применять дифференцированно слуховые упражнения,  в    

     соответствие речевому уровню учащихся.

    5. Каждый урок построить и насытить речевым материалом,

     таким образом, чтобы он вселял в ученика уверенность в

     возможности понимания речи и восприятия её на слух.

    6. Использовать на уроке  фронтальную и индивидуальную

     работу по развитию слухового восприятия учащихся на уроке.

    7. Исследовать « зону ближайшего развития» учащегося, чтобы   

      корректировать свою работу с целью успешной реализации

      слуховых возможностей каждого учащегося.

                                                            Заключение

            В отечественной и зарубежной сурдопедагогике  развитие слухового восприятия у учащихся с нарушениями слуха всегда являлось одной из основных задач.

       Работа по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках  способствует закреплению фраз, развивает разговорную речь, обогащает словарный запас, создаёт дополнительные возможности для овладения сложными синтаксическими конструкциями.

        Немаловажным является и психологический  фактор: успехи в восприятии на слух радуют учащихся, пробуждают в них интерес к этой работе.

 Успехи  неслышащих  учащихся  в восприятии на слух речевого материала во многом зависит от профессионализма  и  тесной связи учителя с учениками. В душе учителя должна быть своя «лесная поляна», солнечная, цветущая, полная света, красоты, изумления, не дающая стареть душе, не позволяющая снижать планку профессионализма.

Я – не герой, не артист, не правитель,

А лишь рядовой Учитель


Список литературы

 

1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие  дети.  - М., 1963 г.

2. Кузьмичёва Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: Пособие для учителей.  - М., 1991.

3. Кузьмичёва Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. -  М., 1983.

4.   Кузьмичёва Е.П., Леонгард Э.И.  Развитие восприятия речи  на слух у глухих// Дефектология. М., 1973,  № 3.

5.Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей: пособие для учителя. -  М.: ВЛАДОС, 2004.

6. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. пед.  учеб. заведений / Под. Ред. В.И. Селивёрстова. М., 2001.

7. Оппель В.В. Слухоречевая  работа в школе для глухих детей// Сб. тезисов: Всероссийское совещание по вопросам обучения и воспитания глухонемых детей. -  М., 1938.

8. Развитие слухового восприятия  и обучение произношению детей с недостатками слуха: Из опыта работы/ Ред – сост. Е.П. Кузьмичёва, Н.Ф. Слезина. – М.: Просвещение, 1986.

9. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004.

10. Рау. Ф.Ф., Нейман Л.В. , Бельтюков В.И. Использование и развитие слухового восприятия глухих и тугоухих учащихся. – М., 1961.
Наша школа

Год памяти и славы 2020
Кузбасс онлайн
31 мая - Всемирный день без табака
Единый портал Госуслуг
Награды сайта

Ты сильнее!

Ты сильнее!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Бессмертный полк
Вход на сайт

Поиск
Интернет-ресурсы

Департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области

Рособрнадзор

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых 

образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-

образовательных ресурсов

Российская электронная школа

Единый информационный образовательный портал Кузбасса

Открытое образование

Наше здоровье- сайт о здоровом образе жизни
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Администратор сайта: Марков С. И.; эксперт: Дубовец Л. Г. © 2009-2020